Простой в табеле рабочего времени: как начислять зарплату

2 октября 2023
Прочитали уже: 99 

1. Простой по вине работодателя


Простой по вине работодателя возникает в том случае, если его действия привели к условиям, повлекшим приостановку работы. Например, на производстве не были закуплены материалы для переработки, хотя средства на их приобретение и реальная возможность покупки у работодателя были. Простой по вине работодателя можно расценить как нарушение им своих обязанностей. Ведь согласно положениям ст. 22 ТК РФ он обязан предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором.


2. Простой по вине работника 


Такой простой возникает, когда к приостановке работы привели действия работника. Например, если он опоздал и из-за этого работа не выполнялась в течение определенного времени. Простой по вине работника можно расценить как нарушение его обязанностей. Ведь в соответствии со ст. 21 ТК РФ он обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, и соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.


Если возникло какое-то форс-мажорное обстоятельство, которое привело к простою, работник обязан незамедлительно сообщить об этом работодателю.


3. Простой по причинам, независящим от сторон


Простой по причинам, независящим от сторон возникает из-за действия обстоятельств, на которые не могут повлиять ни работник, ни работодатель. В качестве примера можно привести неожиданную поломку оборудования, без которого невозможно продолжение производственного процесса. В данном случае никто не нарушает трудовое законодательство.


Ряд причин простоя, не зависящего от воли и действий работника или работодателя, указывает ч. 2 ст. 72.2 ТК РФ. Вот они:


— катастрофа природного или техногенного характера;

— авария на производстве;

— несчастный случай на производстве;

— пожар;

— наводнение;

— землетрясение;

— эпидемия или эпизоотия. 


Этот перечень не является исчерпывающим. Та же ст. 72.2 ТК РФ гласит, что простой, не зависящий от воли сторон, может возникнуть в любых других исключительных случаях, которые ставят под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения. Иными словами, при любых форс-мажорных обстоятельствах.


Как ввести простой в организации


Трудовой кодекс и другие действующие нормативные акты не устанавливают правил введения простоя в организации. На практике обычно оформляется соответствующий приказ. В документе указывается следующая информация:


— время начала простоя;

— причины простоя;

— дату окончания простоя.


Как оплачивается простой в организации


Порядок оплаты простоя регулирует ст. 157 ТК РФ. Действуют следующие правила:


— простой, возникший по вине работника, не оплачивается вообще;

— простой, возникший по вине работодателя оплачивается в размере не менее 2/3 средней заработной платы работника;

— если простой возник по не зависящим от сторон обстоятельствам, он также оплачивается в размере не менее 2/3 средней заработной платы работника.


Ст. 216.1 ТК РФ устанавливает одно исключение, касающееся оплаты простоя: если работодатель не обеспечил работника средствами коллективной защиты и индивидуальной защиты, последний вправе отказаться от работы. Работодатель, в свою очередь, не вправе требовать от работника исполнения обязанностей по трудовому договору без средств защиты. Возникший в подобной ситуации простой оплачивается в размере среднего заработка работника.


Не является простоем и, соответственно, не оплачивается, время, в течение которого творческие работники не участвуют в создании произведений и не выступают. Пример: театр не дает представлений в течение месяца, в это время актеры не будут получать заработную плату.


Работодатель может не оплачивать простой, а вместо этого перевести работника на другую работу у себя же. Однако подобный перевод возможен на срок не более одного месяца. По истечении этого времени оплачивать простой все равно придется. Оплата в случае перевода производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.


Если вы не хотите самостоятельно решать вопросы кадрового делопроизводства, обратитесь к профессионалам. В Смарт Консалтинг мы помогаем оптимизировать операционные задачи и сократить расходы на кадровый учет, бухгалтерию, маркетинг и ведение 1С. Оставляйте заявку на бесплатную консультацию, и наш представитель с вами свяжется. 



Вам также может быть интересно
Устаревшая программа или полезный инструмент: вся правда об 1С
Многие считают, что 1С — старая и неэффективная программа, не способная облегчить ведение бизнеса. Мы собрали несколько самых популярных мифов об этом продукте. Постараемся их опровергнуть и рассказать, почему 1С на самом деле — спасение для бизнеса.
Читать больше
16 ноября 2023
Чем финдиректор отличается от бухгалтера?
Несмотря на то, что и главный бухгалтер, и финансовый директор отвечают за финансы компании, задачи у них разные. Если обобщать, то финдиректор контролирует общее финансовое состояние предприятия, а на главном бухгалтере лежат обязанности по ведению бухгалтерского и налогового учета.
Читать больше
3 марта 2023
Навыки как новый «язык» в сфере рекрутинга
Навыкам всегда уделялось особое внимание при приеме на работу. Если кандидат обладал нужными компетенциями, которые по привычке делят на профессиональные (hard skills) и корпоративные (soft skills), его скорее всего приглашали на желаемую должность. Однако в условиях постоянных изменений в мире сфера подбора персонала также стала нуждаться в преобразованиях. Какую роль теперь играет skill-based и как правильно организовать работу в новых реалиях — рассмотрим в статье. 
Читать больше
21 февраля 2023
Почему контент-маркетинг важен в продвижении бизнеса
Большинство предпринимателей рано или поздно задумываются о продвижении бизнеса. Возникает вопрос: какой инструмент выбрать? Более 85% известных брендов используют контент-маркетинг. В статье рассмотрим, почему этот способ продвижения работает.
Читать больше
12 октября 2023
Оставьте заявку на бесплатную консультацию и получите уникальное предложение!