Кадровый аудит: цели, виды и причины

25 декабря 2023
Прочитали уже: 1295 

Цели проведения кадрового аудита


Проверка кадровой документации проводится с целью:

— удостоверения наличия всех требуемых документов;

— изучения соответствия документов требованиям законов РФ по кадровой деятельности.


Целью проведения кадрового аудита является оценка и снижение потенциальных рисков в области трудовых отношений и защита репутации организации, а также предотвращение возможных претензий со стороны инспекции труда и надзорных органов.


Виды кадрового аудита 


— Полный аудит кадровых документов — проверка всех кадровых документов в полном объеме. 

— Выборочный аудит кадровых документов — проверка кадровых документов высокой зоны риска и документов, в которых наиболее часто возникают нарушения. 

— Внутренний аудит может провести сотрудник компании, который хорошо ориентируется в трудовом законодательстве и у которого есть навык оформления кадровых документов. По результатам внутреннего кадрового аудита может не оформляться никакого отчета, а выявленные нарушения исправляются в рабочем режиме.

— Внешний аудит предполагает приглашение сторонних компаний, специализирующихся на таких проверках. Проверяющие составят отчет о выявленных нарушениях, дадут стоимостную оценку нарушений, а также рекомендации по устранению нарушений и предотвращению их в будущем.


Возможные причины для кадрового аудита


— переход к новому руководству; 

— уход главы кадровой службы;

— готовность к внешней проверке со стороны надзорных органов;

— создание комплекта кадровых материалов для архивации;

— обновления в законодательстве по вопросам найма и увольнения сотрудников;

— неожиданные колоссальные изменения в штате, такие как массовые увольнения и другие.


Как часто в организации проводить кадровый аудит и почему


Такую деятельность можно осуществлять в любой момент, когда возникнет необходимость оценить качество кадрового учета. Как правило, регулярность таких проверок зависит от различных факторов. На частоту аудита влияют следующие факторы:

— сфера деятельности компании;

— число работников;

— методика расчета заработной платы;

— режим работы и так далее.


Хотя разовые «экстренные» или «поверхностные» анализы, выполненные вашими сотрудниками, могут временно уменьшить размеры штрафов, они не решат проблемы качества кадрового учета в целом. Тем более штатные сотрудники организации имеют личную заинтересованность в определенных результатах аудита, повышается риск возникновения конфликта интересов и при последующей проверке сложности могут возникнуть снова.


В конечном итоге, задача любой проверки убедиться в фактическом выполнении требований трудового законодательства и правильности кадрового документооборота, а не только в корректности оформления кадровой документации. Таким образом, для сохранения кадрового благополучия крайне важно хотя бы раз в полгода привлекать к аудиту внешних специалистов.


Что компании дает кадровый аудит


Анализируя особенности кадровой документации и детали, на которые она указывает, эксперт может определить:


— корректность соблюдения правовых норм и стандартов;

— оперативность и результативность действий кадровой службы;

— наличие потенциальных точек для оптимизации процессов кадрового учета и взаимодействия с сотрудниками;

— проблемные области и способы их коррекции.


Важным фактором при проведении аудита является независимость эксперта, поэтому лучшим решением будет обратиться к аутсорсинговой компании.



Вам также может быть интересно
Как программисты 1С сократили расходы крупного девелопера в 2 раза
Один из наших постоянных партнеров — федеральная компания «Унистрой». Она имеет большой портфель объектов: жилых комплексов, находящихся на разных стадиях строительства. Каждому участнику долевого строительства застройщик обязан направить сообщение о завершении строительства многоквартирного дома (на основании ст. 8. П. 4. ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ). Сообщение направлялось по почте заказным письмом или вручалось участнику долевого строительства лично под расписку.
Читать больше
23 июня 2022
Как организовать режим работы удаленного сотрудника
Рассказываем, как оформить на удаленку нового сотрудника, как перевести уже работающего и как оформить приказ о переводе на дистант в чрезвычайной ситуации.
Читать больше
9 октября 2023
Как программисты 1С сократили расходы крупного девелопера в 2 раза
На отправку писем требовались крупные суммы: 911000 рублей на формирование уведомлений для 1000 владельцев квартир одного дома. На подготовку и отправку писем для одного дома уходило 2 рабочих дня, до получателей письма доходили через 5-14 рабочих дней. Такой способ информирования был долгим и дорогим. Перед нами стояла задача сократить расходы и упростить процесс отправления уведомлений. Было принято решение автоматизировать процесс с помощью модуля интеграции 1С и Почты России.
Читать больше
12 сентября 2023
Как консультация финдиректора стала комом в горле собственника
В текущих реалиях, когда бизнес постоянно проверяют и контролируют, уклоняться от действующего законодательства практически невозможно. Однако некоторые фирмы по-прежнему пытаются испытывать удачу. На нашей практике также есть такие примеры. Всему виной позднее обращение к финансовому директору или ведение бизнеса без него. В статье расскажем, чем это чревато.
Читать больше
7 декабря 2022
Оставьте заявку на бесплатную консультацию и получите уникальное предложение!