Как консультация финдиректора стала комом в горле собственника

7 декабря 2022
Прочитали уже: 3895 
В текущих реалиях, когда бизнес постоянно проверяют и контролируют, уклоняться от действующего законодательства практически невозможно. Однако некоторые фирмы по-прежнему пытаются испытывать удачу. На нашей практике также есть такие примеры. Всему виной позднее обращение к финансовому директору или ведение бизнеса без него. В статье расскажем, чем это чревато. 

Рассмотрим подробно ситуацию с уплатой НДС (налог на добавленную стоимость). НДС — это косвенный налог. Исчисление производится продавцом при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) покупателю. Уклонение от уплаты налога чревато не только начислением пени, но и штрафными санкциями в размере от 20% до 40% от суммы неуплаты в соответствии со ст. 122 НК РФ. Разберём на примерах, к чему приводит неуплата НДС. 

В нашу компанию обратился клиент за консультацией финансового директора. Он заключал крупные контракты с компаниями на грузоперевозки и брал с них НДС, а с поставщиками заключал контракты без НДС. Таким образом, он получал прибыль, равную 20% «наливного» НДС. Клиент не мог понять, куда уходит прибыль и что ему делать с «черным» НДС, который у него накопился в сумме около 45 миллионов. 

Мы посчитали его доходы, расходы и сам налог. Для того, чтобы «отбивать» накопленные деньги, их приходилось нести в «контору». Кроме как копить НДС, с ним ничего нельзя было сделать. Мы сказали клиенту, что он таким способом ничего не зарабатывает. 

Было два варианта: либо повышать стоимость услуг для покупателей, чтобы сохранять маржинальность в 20%, либо снижать цены у поставщиков. Клиенту оба варианта не понравились. Он спросил, сможем ли мы «отбелить» его 45 миллионов, так как ему не под силу их выплатить. Мы ответили, что не сможем превратить эту сумму в уставной капитал, за который клиент будет в дальнейшем платить субсидиаркой. Наша позиция была такова: необходимо распускать компанию, пока не пришли налоговики. Клиент ушел от нас в ярости и обвинил в некомпетенции. Однако через 3 месяца он все-таки закрыл компанию. 

Другой пример из судебной практики: за фиктивные сделки и сомнительных контрагентов ФНС установила штраф, пени и доначисленный НДС в размере более 1,8 миллиарда рублей. Компания не согласилась с налоговой, однако три суда одобрили действия контролеров (Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 января 2019 г. по делу № А56-6016/2018). Налоговая мотивировала свои действия тем, что в ходе проверки удалось установить факт реализации компанией товара в адрес сторонних организаций с использованием схемы ухода от налогообложения. 

По мнению ФНС, контрагенты не вели реальной хозяйственной деятельности. Они разработали схему, по которой занижали доходы от реализации товара и уклонялись от уплаты НДС, получая при этом налоговую выгоду. Контроллеры доказали, что фирма фактически сама у себя выкупала готовую продукцию, произведенную якобы для контрагентов. Факт реальных взаимоотношений компаний доказать не удалось: расчета в рамках финансовых операций не было, оформлялись акты взаимозачетов. Компания вела двойной бухгалтерский учет, а формальный документооборот был создан лишь с целью прикрытия реализации продукции и ухода от НДС. В итоге фирме доначислили суммарно 1,8 млрд. 

Каждой компании необходимо иметь опытного финансиста, который убережет бизнес от подобных инцидентов. Существуют законные способы снижения налоговой нагрузки. За консультацией финансиста вы можете обратиться к нам в «Смарт Консалтинг». Мы осуществляем правовую и финансовую поддержку бизнеса, что позволяет компаниям действовать в рамках закона, при этом оптимизируя основные процессы. 

Вам также может быть интересно
Навыки как новый «язык» в сфере рекрутинга
Навыкам всегда уделялось особое внимание при приеме на работу. Если кандидат обладал нужными компетенциями, которые по привычке делят на профессиональные (hard skills) и корпоративные (soft skills), его скорее всего приглашали на желаемую должность. Однако в условиях постоянных изменений в мире сфера подбора персонала также стала нуждаться в преобразованиях. Какую роль теперь играет skill-based и как правильно организовать работу в новых реалиях — рассмотрим в статье. 
Читать больше
21 февраля 2023
Простой в табеле рабочего времени: как начислять зарплату
В Трудовом кодексе нет отдельной статьи, посвященной простою. Он упоминается лишь в связи с переводом работника на другую работу в ст. 72.2 ТК РФ. Согласно этой норме, простой — это временная приостановка работы, возникшая по определенным причинам. Действующее законодательство не устанавливает сроки простоя. На практике он длится до фактического устранения его причин и создания условий, в которых возможно продолжение работы.
Читать больше
2 октября 2023
Как выращивать опытных специалистов в условиях кадрового голода
В 2022 году российский рынок труда пережил несколько шоков: санкции, уход западных работодателей и отток кадров за рубеж. В этом году рынок активно адаптируется к сложившимся условиям: структура и модель занятости меняются вслед за экономикой.
Читать больше
11 июля 2023
Как программисты 1С сократили расходы крупного девелопера в 2 раза
На отправку писем требовались крупные суммы: 911000 рублей на формирование уведомлений для 1000 владельцев квартир одного дома. На подготовку и отправку писем для одного дома уходило 2 рабочих дня, до получателей письма доходили через 5-14 рабочих дней. Такой способ информирования был долгим и дорогим. Перед нами стояла задача сократить расходы и упростить процесс отправления уведомлений. Было принято решение автоматизировать процесс с помощью модуля интеграции 1С и Почты России.
Читать больше
12 сентября 2023
Оставьте заявку на бесплатную консультацию и получите уникальное предложение!